Что такое «нормо-час» в ремонте и почему за одну и ту же работу в разных сервисах разная цена?
Вы получаете расчет от страховой и видите загадочную строчку: «нормо-часы». За замену бампера — 2,5 н/ч, за покраску двери — 4,0 н/ч. Что это за единицы такие и почему именно они определяют, сколько вы получите денег на ремонт? Давайте разберемся, как устроена эта система и как проверить, не сэкономила ли страховая на стоимости работ.
⏱️ Что такое нормо-час простыми словами?
Нормо-час (нормо-час) — это не реальный астрономический час, а условная единица измерения труда автослесарей и маляров.
Простая аналогия:
Врач на приеме тратит на пациента 15 минут, но учитывает это как 1 условную единицу (прием). Так и в авторемонте: операция может занимать 30 реальных минут, но учитываться как 1 нормо-час.
Нормо-час включает:
-  
Время непосредственной работы
 -  
Время на подготовку инструмента
 -  
Время на организацию рабочего места
 -  
Время на отдых и перерывы
 
💰 Из чего складывается стоимость нормо-часа?
Стоимость 1 нормо-часа =
Затраты сервиса + Накладные расходы + Прибыль
Что влияет на стоимость:
-  
Класс сервиса: Дилерский центр → 2500-4000 руб./н/ч
Сервис у дома → 1000-2000 руб./н/ч -  
Регион: Москва → дороже
Регионы → дешевле -  
Сложность работы: Кузовной ремонт → дороже
Слесарные работы → дешевле -  
Оборудование: Современное → дороже
Простое → дешевле 
📊 Как считают нормо-часы для ремонта?
Для этого есть единые нормативы — официальные таблицы, где расписано, сколько нормо-часов дается на каждую операцию.
Пример нормативов для Hyundai Solaris:
| Операция | Нормо-часы | 
|---|---|
| Снять/установить бампер | 0,7 | 
| Заменить фару | 0,5 | 
| Подготовить деталь к покраске | 1,2 | 
| Покрасить бампер | 1,5 | 
| Рихтовка двери | 3,0 | 
Как это работает на практике:
Замена бампера = 0,7 (снять/установить) + 1,2 (подготовка) + 1,5 (покраска) = 3,4 нормо-часа
При стоимости нормо-часа 1500 руб.:
3,4 × 1500 = 5100 руб. — стоимость работ.
🔍 Почему в разных сервисах разная цена?
Два главных отличия:
-  
Разная стоимость нормо-часа:
-  
Дилер: 3000 руб./н/ч
 -  
Обычный сервис: 1500 руб./н/ч
 -  
Разница в 2 раза!
 
 -  
 -  
Разное количество нормо-часов:
-  
Один сервис: замена бампера = 3,0 н/ч
 -  
Другой сервис: та же работа = 4,0 н/ч
 -  
Разница +33%
 
 -  
 
⚠️ Как страховые экономят на нормо-часах?
-  
Занижают количество нормо-часов
Не учитывают все операции (например, забывают про снятие смежных деталей) -  
Занижают стоимость нормо-часа
Используют ставки дешевых сервисов, хотя вы чинитесь у дилера -  
Используют устаревшие нормативы
Берут старые таблицы, где времени на работу дается меньше 
📋 Как самому проверить расчет?
-  
Запросите у страховой калькуляцию с расшифровкой всех операций
 -  
Проверьте нормативы по официальным источникам:
-  
Методика Росавтотранса
 -  
Производители автомобилей (дают свои нормативы)
 -  
Профессиональные системы (Audatex, Mitchell)
 
 -  
 -  
Сравните стоимость нормо-часа с ценами в вашем сервисе
 -  
Проверьте, все ли операции учтены (см. статью про скрытые работы)
 
💡 Что делать, если нормо-часов занизили?
-  
Возьмите в сервисе официальный расчет с нормативами
 -  
Сделайте скриншоты из профессиональных систем нормативов
 -  
Направьте претензию страховой с требованием доплаты
 -  
Обратитесь к независимому эксперту за официальным заключением
 
Важно: По закону страховая должна оплатить ремонт по ценам того сервиса, где вы на самом деле будете ремонтироваться!
Теперь вы знаете, как устроена оплата работ и сможете проверить любой расчет!