Что такое «нормо-час» в ремонте и почему за одну и ту же работу в разных сервисах разная цена?

Вы получаете расчет от страховой и видите загадочную строчку: «нормо-часы». За замену бампера — 2,5 н/ч, за покраску двери — 4,0 н/ч. Что это за единицы такие и почему именно они определяют, сколько вы получите денег на ремонт? Давайте разберемся, как устроена эта система и как проверить, не сэкономила ли страховая на стоимости работ.

⏱️ Что такое нормо-час простыми словами?

Нормо-час (нормо-час) — это не реальный астрономический час, а условная единица измерения труда автослесарей и маляров.

Простая аналогия:
Врач на приеме тратит на пациента 15 минут, но учитывает это как 1 условную единицу (прием). Так и в авторемонте: операция может занимать 30 реальных минут, но учитываться как 1 нормо-час.

Нормо-час включает:

  • Время непосредственной работы

  • Время на подготовку инструмента

  • Время на организацию рабочего места

  • Время на отдых и перерывы

💰 Из чего складывается стоимость нормо-часа?

Стоимость 1 нормо-часа =
Затраты сервиса + Накладные расходы + Прибыль

Что влияет на стоимость:

  1. Класс сервиса: Дилерский центр → 2500-4000 руб./н/ч
    Сервис у дома → 1000-2000 руб./н/ч

  2. Регион: Москва → дороже
    Регионы → дешевле

  3. Сложность работы: Кузовной ремонт → дороже
    Слесарные работы → дешевле

  4. Оборудование: Современное → дороже
    Простое → дешевле

📊 Как считают нормо-часы для ремонта?

Для этого есть единые нормативы — официальные таблицы, где расписано, сколько нормо-часов дается на каждую операцию.

Пример нормативов для Hyundai Solaris:

 
 
Операция Нормо-часы
Снять/установить бампер 0,7
Заменить фару 0,5
Подготовить деталь к покраске 1,2
Покрасить бампер 1,5
Рихтовка двери 3,0

Как это работает на практике:
Замена бампера = 0,7 (снять/установить) + 1,2 (подготовка) + 1,5 (покраска) = 3,4 нормо-часа

При стоимости нормо-часа 1500 руб.:
3,4 × 1500 = 5100 руб. — стоимость работ.

🔍 Почему в разных сервисах разная цена?

Два главных отличия:

  1. Разная стоимость нормо-часа:

    • Дилер: 3000 руб./н/ч

    • Обычный сервис: 1500 руб./н/ч

    • Разница в 2 раза!

  2. Разное количество нормо-часов:

    • Один сервис: замена бампера = 3,0 н/ч

    • Другой сервис: та же работа = 4,0 н/ч

    • Разница +33%

⚠️ Как страховые экономят на нормо-часах?

  1. Занижают количество нормо-часов
    Не учитывают все операции (например, забывают про снятие смежных деталей)

  2. Занижают стоимость нормо-часа
    Используют ставки дешевых сервисов, хотя вы чинитесь у дилера

  3. Используют устаревшие нормативы
    Берут старые таблицы, где времени на работу дается меньше

📋 Как самому проверить расчет?

  1. Запросите у страховой калькуляцию с расшифровкой всех операций

  2. Проверьте нормативы по официальным источникам:

    • Методика Росавтотранса

    • Производители автомобилей (дают свои нормативы)

    • Профессиональные системы (Audatex, Mitchell)

  3. Сравните стоимость нормо-часа с ценами в вашем сервисе

  4. Проверьте, все ли операции учтены (см. статью про скрытые работы)

💡 Что делать, если нормо-часов занизили?

  1. Возьмите в сервисе официальный расчет с нормативами

  2. Сделайте скриншоты из профессиональных систем нормативов

  3. Направьте претензию страховой с требованием доплаты

  4. Обратитесь к независимому эксперту за официальным заключением

Важно: По закону страховая должна оплатить ремонт по ценам того сервиса, где вы на самом деле будете ремонтироваться!

 

Теперь вы знаете, как устроена оплата работ и сможете проверить любой расчет!

Вам может также понравиться...